История развития гудронаторов

На фоне появления крупномасштабных строек социализма в СССР в 30-е годы прошлого столетия начала остро ощущаться необходимость в высокопроизводительных, надежных машинах. Массовый выпуск дорожно-строительной техники стал возможен после организации «Дормаштреста». Проектирование моделей осуществлялось в Центральном НИИ дорожных машин, основанном в 1931 году. 

Первый советский автогудронатор Д-141

sovetskii-gudranotor-1.png

Первый советский автогудронатор появился в довоенный период – на первомайский парад 1934 года выехала машина Д-141 на шасси грузовика ЗИС-5 емкостью 3 кубометра. Произведена она была на Кременчугском машиностроительном заводе. К апрелю 1935 года на предприятии было изготовлено уже 7 таких машин. Техника отлично показала себя на стройках Москвы, Горького и Киева. 

На базовом шасси Д-141 устанавливалась цистерна, утепление обеспечивалось стекловолоконными матами. Для подогрева битума использовались жаровые трубы с керосиновыми форсунками. Машина имела насос для перекачки рабочих составов и продувки коммуникаций, который работал от двигателя автомобиля через вал отбора мощности. Дистрибьютор обеспечивал разлив битума. Ширина разлива варьировала в пределах от 3 до 7 м.

Гудронатор «Комсомолец» на базе ЯГ-6

Принципиальным отличием данной техники являлось то, то привод рабочего оборудования шел от автономного бензинового двигателя ГАЗ-МК, размещенного на дополнительной раме сзади, мощность которого достигала 30 л.с. Такая конструкция позволяла разливать битум на любой скорости движения автомобиля. 

Гудронатор Д-164 на базе ЯАЗ-200

Данная модель техники появилась после войны в 1946 году на Курганском заводе дорожных машин. Новинка во многом напоминала довоенный «Комсомолец», при этом емкость цистерны составляла 5 кубометров, а ширина разлива - 2,75-7 м. В 60-х годах техника была модернизирована и начала выпускаться как Д-164А.

Гудронатор Д-251 на базе ЗИС-150

В 1950 году свет увидела модель Д-251 на ЗИС-150 с объемом цистерны 3,6 кубометра и приводом от двигателя шасси. Данные автогудронаторы нашли широкое применение в строительстве и ремонте дорог, но для ямочного ремонта требовались универсальные машины. Так в 1949 году Минстройдормаш выпустил ремонтер с термосом-бункером и передвижной электростанцией на одноосном прицепе - Д-187. В 1950 году после доработки машина получила дополнительную букву в аббревиатуре – «А».

Большегрузный битумовоз Д-351

sovetskii-gudranotor-2.png

Данная техника была создана в 60-х годах прошлого века для комплексной механизации работ по смешению каменных материалов и органических вяжущих компонентов, стабилизации грунтов. Цистерна грузоподъемностью 15 т устанавливалась на полуприцепе двухосного типа МАЗ-5204, транспортируемого ЯАЗ-210Д.

Битумовоз Д-546

В 1965 году свет увидел битумовоз Д-545, оснащенный шестеренчатым насосом и имеющий систему обогрева. В дальнейшем его заменила модель Д-642 с возможностью работы с ЗИЛ130В1. 

Битумовозы 70-х годов

В 70-х годах на ремонтномеханическом заводе в Артемовске начали выпускаться малыми сериями авторемонтеры 5320 с прицепным компрессором и специальным оборудованием, работающим на базе ЗИЛ-130. Авторемонтер мог оборудоваться гидрокраном, компрессором, электростанцией и пр. В 1970 году свет увидела модель ДС-57, буксируемая МАЗ-504. В 1974-1987 годах начала производится версия Д16А, работающая в паре с седельным тягачом Колхида. 

В 1973 году был выпущен гудронатор ДС-82 с дозированием вяжущих материалов. В этом же году на Андижанском заводе ирригационных машин было начато серийное производство заливщиков швов МБ-16. В 80-х годах техника была модернизирована – вместо генератора, приводимого в работу от трансмиссии машины, использовалась автономная электростанция.

Гудронатор ДС-137

После того, как производство гудронаторов возвращается в Кременчуг, первой моделью становится машина Д-137, работающая на базе ЗИЛ-130. В дальнейшем были разработаны ДС-138 на базе КАМАЗ, Д-164 –полуприцепной битумовоз объемом 18 «кубов», ДС-142 - гудронатор на базе КАМАЗ с объемом цистерны 7,5 куб. м., ДС-180 -битумощебнераспределитель.

Сегодня, как и в далекие 80-ые основными производителями автогудронаторов и автобитумовозов на постсоветском пространстве выступают Кременчугский, Курганский и Иркутский заводы по выпуску дорожных машин.

5 / 5 1 оценка
Оцените статью:
Ваша оценка:
География присутствия наших клиентов